Эх, прокачусь! Валики на малярном фронте
Аркадий Райкин в одном из своих монологов предлагал «присобачить» к балерине динамо-машину. И действительно, зачем «вхолостую» крутиться? Ведь «без отрыва от искусства» можно еще и ток вырабатывать! Если ваш ребенок любит катать машинки по всему, что подвернется: полу, стенам и мебели, – дайте ему в руки малярный валик. Чего зря катать – пусть красит.
С незапамятных времен кисть была незаменима для окраски или раскраски чего бы то ни было. Совершенствуясь из века в век, она породила целое племя разношерстных в буквальном смысле инструментов. Но что это? В середине прошлого столетия, когда, несмотря на расцвет технологий, повелительнице красок не было конкурентов, появился вдруг этот выскочка! Валик! Доступный, удобный и производительный. Он не только потеснил кисть на малярных фронтах, но даже занял свое место в арсенале художников! Позвольте! скажет кто-нибудь. Неужели такую простую вещь изобрели лишь в ХХ веке?! Да, причем только в 1940 году.
Канадец Норман Брейки (Norman James Breakey), ветеран Первой мировой войны, придумал конструкцию, оставшуюся с той поры практически неизменной. Изогнутый кронштейн (бугель) с ручкой и вращающийся цилиндр на подшипниках, облаченный в «шубку» – рабочее покрытие. Просто, как все гениальное. Воодушевленный Брейки предсказывал, что его детище сделает революцию в покраске и декорировании, откроет новую эру для приверженцев «ремонта своими руками» и, самое главное, принесет большую кучу денег. И все это сбылось, с одной лишь поправкой – деньги проплыли мимо. Вначале все шло неплохо: под именем «Koton Koter» (очевидно, народный вариант от Cotton Coater – «хлопковый покрывальщик») валик замечательно продавался в крупнейших торговых сетях по цене 1,98 доллара (канадских) в комплекте с ванночкой для краски и дополнительной шубкой. Но юридическая неподкованность изобретателя открыла лазейку плагиаторам. Одно небольшое изменение – и авторское право уже не нарушено. Так малярный валик стал общечеловеческим достоянием, как кисть, пила, лопата или IBM PC. А Норман Джеймс Брейки (внесший, кстати, немалый вклад в систему розничной продажи под названием «супермаркет» или «сам-бери», как говорила моя бабушка) – великим гражданином Канады. Посмертно. Но что это мы все о грустном? Ведь наш герой, малярный валик, продолжает победное шествие по миру и уже породил целые поколения «внуков и правнуков». Давно вы видели, чтобы стену кистью красили? А забор? Том Сойер с Геккльберри Финном обзавидовались бы! А чем художники наши, мастера искусств, грунт кладут, не спрашивали? То-то и оно! Поэтому пора познакомиться с валиком поближе. В великой Советской стране, как известно, на все имелись Государственные стандарты – ГОСТы. Был свой ГОСТ и на малярные валики, имевший номер 10831-87. Собственно, его до сих пор придерживаются многие отечественные производители инструмента (хотя в соответствии с Законом о техническом регулировании необходимость в этом давно отпала). Старый добрый ГОСТ 10831-87 знает только четыре типа валиков:
- ВМ – валик меховой (это обычный, с изогнутым кронштейном – бугелем);
- ВМП – валик меховой для пола (с двусторонним креплением пластинчатых кронштейнов – вилкой);
- ВМУ – валик меховой угловой (для вогнутых угловых поверхностей);
- ВП – валик пенополиуретановый (поролоновый) с бугелем.
В реальности стараниями капиталистов потомство «Котон Котера» весьма многочисленно и разношерстно. Каждый представитель славного племени предпочитает иметь дело с конкретным видом работ и материалов. Поэтому, собираясь пополнить свой «инструментальный зверинец» новым питомцем – валиком, определитесь, чем ему предстоит заниматься.
Покраска первая и основная функция валика. Здесь самое время познакомиться с его одеянием шубками. Как ни странно, но все их огромное многообразие можно свести к параметрам советского ГОСТа. Шубки делятся на два больших семейства: меховые (ворс разной длины) и поролоновые (вспененный мелкоячеистый материал).
Поролон(пенополиуретан) особенно хорош тем, что впитывает сразу много краски. Это повышает производительность, но требует большей аккуратности в работе. При случайном нажатии на валик избыток краски потечет вниз. Другим недостатком является возможность образования пузырьков в слое краски. Чтобы исключить эти явления, придумали гибридные валики, где на поролоновую основу нанесен недлинный синтетический ворс. Но в любом случае поролон чувствителен к органическим растворителям, поэтому он не подходит для работы с масляными красками (а также с эмалями и лаками). Красить он будет хорошо, да вот только долго не протянет. Со временем он будет оставлять кусочки своей шубки на свежеокрашенной поверхности. Поэтому поролоновые валики хороши лишь для работы с водоэмульсионной краской.
Мех может быть натуральным или искусственным, с длиной ворса от 4 до 32 мм. В качестве натурального используется шерсть овец (в том числе ягнят – так называемая «мерлушка»), коз (в том числе мохер) и даже ламы. Такие валики замечательно подходят для любых красок. Искусственный мех делают из волокон полиамида, полиакрила или полиэстера (который иногда расплывчато именуют «полиэфиром»). Свойства их сходны, но ворс из полиэстера не дружит с растворителями, как и поролон, поэтому применяется только для красок на водной основе. Надо иметь в виду, что модификаций этих трех полимеров сколь угодно много, каждая со своими достоинствами. Поэтому производители стараются давать своему искусственному меху особые фирменные названия («рилон», «вестан», «перлон» и т.д.). Искусственный ворс более устойчив к истиранию, чем натуральный, а потому долговечнее. Иногда шубки делают с комбинированным ворсом, чтобы совместить достоинства натурального и искусственного меха.
Длину ворса выбирают в зависимости от типа окрашиваемой поверхности. Для ровной (металл, гипсокартон) наиболее эффективны валики с коротким ворсом (до 12 мм). А для неровной или крупнопористой (например, грубая древесина) лучше подойдет длинный ворс (от 18 мм), позволяющий краске проникнуть во все щели. Универсальные валики имеют среднюю длину ворса (12–18 мм) и, соответственно, показывают «средний» результат в обоих случаях. Велюр заслуживает отдельного упоминания. Бархатистый материал с очень коротким ворсом (до 4 мм) обеспечит «идеально» гладкое окрашивание «идеально» гладкой поверхности. Конечно, производительность такого валика меньше, чем у его более пушистых товарищей.
Велюр тоже может быть как натуральным, так и искусственным. Благодаря высоким механическим характеристиками наибольшее распространение получил искусственный велюр. Конструкция валиков имеет следующие основные вариации: По типу крепления:консольные (кронштейн с одной стороны) и вилочные (кронштейн с двух сторон). Валики с вилкой надежней и проще в работе с поверхностью, но любые углы для них заказаны. По заменяемости: несъемные (соединены со станком раз и навсегда) и со сменной насадкой (может быть целый набор валиков и один станок). Как разновидность – несъемный корпус (цилиндр) со сменной шубкой. По типу корпуса для малярных валиков: сплошной (обычно из пластика, иногда из алюминия или пропитанного картона – ГОСТ допускает) и проволочный (отличается повышенной упругостью и легко преодолевает неровности). Размеркак всегда, имеет значение.
Рекомендации специалиста.
Илья Фетисов, компания «Мир инструмента»: - Для средних объемов работ, например в квартире, лучше всего подойдет стандартный валик диаметром 48 мм или недавно появившийся на рынке вариант «эконом» с диаметром 40 мм. Их ширина – 180 или 240 мм (иногда бывает 250 мм – зависит от производителя). Для окраски небольших и труднодоступных поверхностей подойдут мини-валики шириной 50-75-150 мм. Если предстоит красить большие площади, допустим, на загородном участке, стоит воспользоваться профессиональным инструментом – фасадными валиками. Они имеют дополнительную поролоновую прослойку между корпусом и шубкой и диаметр 59-69 мм и даже до 79 мм. Это повышает производительность и сокращает расход краски. Ширина их обычно стандартная (180-240), но может достигать и 300 мм. Лакировка (например, паркета) – как раз та работа, где нужен только велюровый валик. При лакировке пола валику предписывается чередовать движения в перпендикулярных направлениях: поперек – нанесение лака, вдоль (возвратно-поступательно) – выравнивание. Впрочем, если лак слишком густой, то эту задачу разумней доверить кисти или более профессиональному инструменту. Поклейка обоев познакомит нас с новым типом валика. Он из резины, так называемый прижимной, предназначен для разглаживания обоев по стене. Пусть и «не вышел ростом» (длина всего 140–180 мм), зато способен сэкономить и силы, и время, а главное – удивить прекрасным результатом. Впрочем, прежде резинового валика за дело с готовностью возьмется обычный малярный – с его помощью удобно и эффективно наносить клей. Теоретически подойдет любой малярный валик, но лучше взять меховой со средним или коротким ворсом – он и достаточное количество клея захватит, и лишних разводов не оставит.Грунтовка – почти всегда обязательная операция перед поклейкой обоев или покраской. Одноименный материал – «грунтовка» («грунт») – в данном случае призван обеспечить прочное сцепление приготовленной выровненной поверхности с соответствующим покрытием. Он имеет жидкую консистенцию и наносится тонким слоем. Как тут не вспомнить о валиках?! С делом отлично справятся и поролоновый валик, и меховой с длиной ворса 12–18 мм. Ограничения могут быть связаны только с составом грунтовки – наличием растворителей (см. выше о красках). Штукатурка и валик – на первый взгляд две вещи несовместные. Ведь это вотчина плоских инструментов – шпателя и кельмы. Так, да не так. Валик сумел найти себе работу и здесь. Во-первых, многие современные декоративные штукатурки («жидкие обои») предусматривают возможность придания фактуры именно валиком. Делают это обычно, когда штукатурка частично затвердеет (зависит от состава, а также от температуры и влажности воздуха). И используют специальные валики, именуемые фактурными или рельефными. Благодаря моде на декоративную штукатурку их семейство в последнее время сильно приумножилось. Можно купить фактурные валики из мягкой резины, поролона (мольтопреновой губки) и полиэтилена – они прекрасно подходят для любых видов штукатурки. А уж разнообразие узора ограничивается лишь фантазией производителя. Во-вторых, отдельные виды декоративной штукатурки можно не только обрабатывать валиком, но и наносить как краску. Их создатели обычно рекомендуют использовать свои «фирменные» валики. Сгибание гипсокартона – малоизвестная деятельность валика, но здесь он, пожалуй, незаменим. Чтобы гипсокартон стал податлив и хорошо гнулся, его внутренний слой надо увлажнить. Для этого вначале в поверхностном слое прокалывают небольшие редкие поры, а потом смачивают губкой. Прокалыванием как раз и занимается особый металлический валик с шипами. Иногда его называют игольчатым, хотя он принципиально отличается от своего тезки, подвизающегося на поприще наливных полов. Устройство наливных полов это уже почти профессиональная область. Однако нельзя не упомянуть об игольчатом валике, благодаря которому можно равномерно распределить смеси по поверхности пола и удалить воздушные пузыри. Такой валик сделан целиком из пластика, «иголки» у него вовсе не острые, а закругленные, но очень частые. По виду напоминает ежика. Но нет предела совершенству! «Отпрыски» Нормана Брейки без устали продолжают всяческие модернизации.